Переход ребенка из детского сада в школу вызывает у родителей некоторую обеспокоенность и тревогу. Целью семинара-тренинга является помощь родителям в снижении уровня тревожности, пополнение багажа педагогических знаний об особенностях предшкольного и младшего школьного возраста.
Тренинг решает задачи:
1.Установление доверия и взаимопонимания между родителями
2.Развитие потребности в анализе отношений с ребенком
3.Выработка навыков вербального общения. Для проведения семинара необходимо наличие стульев, магнитной доски, маркера, магнитов, фломастеров, малярного скотча, символов, обозначающих правила тренинга, смайликов 3 настроений, 2 форматных листов (А4), ручек.
После краткого вступительного слова педагога-психолога предлагается упражнение для знакомства.
1.Упражнение «Знакомство»
Каждый из родителей записывает свое имя на отрезках скотча. Затем участники поочередно называют свое имя.
. 2.Упражнение «Ознакомление с правилами тренинга»
На предложенных карточках изображены символы, обозначающие правила.
Педагог-психолог напоминает правила тренинга:
- «Здесь и сейчас». Все сказанное и происходящее в ходе тренинга остается между участниками
- «Открытость». Высказывания участников должны быть искренними
- «Взаимоуважение». Участники уважительно относятся к мнениям друг друга
- «Активность». Проявлять активность, не перебивая других участников
- «Отключение мобильных телефонов». Телефонные разговоры во время тренинга исключаются
- «Стоп». Участник вправе без объяснения причин отказаться от участия в тренинге или в обсуждении какой-либо проблемы, сказав слово «стоп»
3.Упражнение «Определяем палитру настроений»
Педагог-психолог обращается к родителям с просьбой выбрать из предложенных смайликов тот, который соответствует уровню их тревожности в связи с предстоящим школьным этапом жизни ребенка. Можно также выяснить у родителей, в чем они видят проблему своего беспокойства, и какой выход они могут определить для себя для устранения тревоги и улучшения самочувствия.
4.Упражнение «Необходимость мозгового штурма»
Общеизвестно, что со вступлением в школьный этап жизни меняется не только социальная роль ребенка, но и его режим дня. Изменения происходят и в семейном укладе. Родители устанавливают гиперопеку над ребенком с желанием освободить его от умственных и физических нагрузок, зачастую выполняя за него домашние задания.
С целью определения степени самостоятельности ребенка на начальном периоде обучения, попробуем определить положительные и отрицательные стороны оказания помощи детям со стороны родителей.
В случае, когда родители оказывают помощь ребенку
- У ребенка формируется уверенность, что близкие люди интересуются его проблемами и стараются всячески ему содействовать
- Ребенок вырастет понимающим и стремящимся помочь и поддержать других
- У ребенка накапливается опыт по перенаправлению ответственности на других
- Формируется опыт по ожиданию поддержки и готовности принять помощь
- Может проявиться чувство неуверенности в своих силах
В случае, когда родители не оказывают помощь ребенку
- У ребенка воспитывается чувство ответственности и умение принимать самостоятельные решения
- Ребенок вырастет требовательным к себе и другим
- Возможно возникновение чувства недоверия к другим
- Растет психологическая дистанция между ребенком и родителями
- У ребенка формируется способность самому планировать свои силы и время
В итоге обсуждения следует сделать вывод о том, что самостоятельность ребенка и свое право на наставничество и поддержку родителям необходимо разумно дозировать.
5.Упражнение «Как чувствует себя ребенок, если его ругают»
Настал тот неловкий момент, кода ребенок перестал справляться со своими непосильными обязанностями или, говоря школьным языком, «принес» первую двоечку. Попробуем вспомнить слова и интонации, которые используются при выражении недовольства по отношению к ребенку.
Выбираем среди участников «ребенка», который в середине круга приседает на корточки. «Взрослые» же участники, двигаясь в одном направлении, начинают ругать провинившегося «ребенка». Это упражнение повторяем с разными участниками в роли «ребенка».
По завершении упражнения делимся своими впечатлениями и ощущениями и делаем выводы о том, как чувствует себя ребенок, когда его ругают и что помощь и терпение родителей необходимы ребенку именно в такие сложные для него моменты.
6.Упражнение «Взаимоотношения»
С целью выполнения упражнения делимся на две группы: «родители» и «дети». «Дети» выходят из комнаты с заданием придумать какую-либо проблему, с которой они обратятся к «родителям». «Родителям» дается установка игнорировать просьбы и обращения «ребенка», ссылаясь на занятость или усталость. Затем ролевая ситуация проигрывается.
Во второй части упражнения «дети» и «родители» меняются своими ролями. «Родители» получают новую установку по проявлению максимального внимания к просьбам детей.
Проанализировав упражнение, приходим к заключению о том, что в зависимости от типа общения между детьми и родителями определяются формальные взаимоотношения, когда они неискренние и закрытые, и неформальные, свидетельствующие об открытости и искренности.
7.Заключительное упражнение
Педагог-психолог обращается к родителям:
Уважаемые родители!
Приближается волнующий торжественный день, когда ваш ребенок переступит порог школы. Естественно, что вас волнуют вопросы относительно того, как сложится его школьная жизнь, какие сложности ожидают ребенка в этом непростом возрастном периоде?
Очень важно помнить, что ваше беспокойство не должно стать основой для возникновения детской школьной тревожности. Ребенок должен идти в школу со стойкой уверенностью в том, что здесь его ожидают новые интересные знания, что у него все получится, что вы всегда и во всем будете ему помогать.
Помните, что неудачи и обиды неминуемы, но это лишь повод для того, чтобы ваши отношения с ребенком стали искренней и крепче.
А теперь, чтобы определить, изменилось ли ваше отношение к предстоящим школьным хлопотам, возьмите карточки-смайлики. Как тренинг повлиял на перемену вашего отношения к данной проблеме? Чем были полезны обсуждения? Что нового выяснили вы о своих отношениях с ребенком?