О проблемах юношеского возраста и роли родителей в их преодолении
Проблема взаимоотношений со сверстниками
В ранней юности возрастает необходимость в общении, накоплении нового опыта, потребность в признании и защищенности. Увеличивается время на общение, расширяется его география, в социальное пространство старшеклассника входят представители других школ, студенты, представители разных социальных групп.
В этом возрасте формируется так называемое «ожидание общения», когда юноши и девушки находятся в постоянном поиске и готовности к контактам. Однако общение им в большей степени необходимо для удовлетворения потребности поделиться собственными переживаниями, а уровень интереса к чувствам и переживаниям других понижен.
Общение играет важную роль в развитии личности представителей этого возраста. При общении со сверстниками
- пополняется багаж информации, которую не могут дать родители (вопросы психосексуального развития)
- складываются межличностные отношения, способствующие формированию навыков социального взаимодействия: умения отстаивать свои права, выявлять отличия между личными и общественными интересами
- налаживается эмоциональный контакт, необходимый для ощущения благополучия и уверенности во взаимопомощи и нормальной адаптации к миру отношений взрослых людей
Процесс установления взаимоотношений со взрослыми достаточно сложен. В перечень тем, которые интересны старшеклассникам, входят:
вопросы выбора профессии
установление взаимоотношений с окружающими
морально-нравственные аспекты
вопросы личностного самоопределения
Взаимоотношения со взрослыми
Во взаимоотношениях со взрослыми очень важна доверительность, которая основывается на чувстве такта и деликатности. Отсутствие доверия к окружающим в этом возрасте приводит к тревожности и ощущению неблагополучия. Здесь важную роль играет стиль родительского воспитания. Воспитательная линия родителей может привести к стрессовой ситуации в следующих случаях:
- при отсутствии интереса со стороны матери
- враждебности отца
- непоследовательности воспитательных мер
Ясно, что при неуклонном стремлении к самостоятельности и независимости у юношей и девушек сохраняется глубокая потребность в общении и психологической поддержке со стороны родителей.
Для этого возраста представляют сложность ситуации, когда необходимо самому оказать помощь, а также ситуации, требующие умения адекватно реагировать на провоцирующее поведение и способность отвечать на несправедливую критику.
Формирование отношения к себе
Важным психологическим приобретением периода юности является способность к самоанализу, познанию себя, своего характера, стремление бороться с дурными привычками, потребность в самовоспитании.
Юность – пора сильных чувств и переживаний. Это могут быть как положительные, так и негативные переживания: чувство любви и привязанности, безнадежности и печали. Ощущение того, что пора детства уже позади, а взрослым человек себя еще не чувствует, порождает состояние пустоты, которое может привести к депрессии. Непонимание со стороны взрослых может усугубить психоэмоциональное состояние юношей и девушек.
Доверие – основа воспитания
Очень важно не прерывать эмоционально-духовный контакт с детьми на всех этапах личностного развития. Необходимо интересоваться их чувствами и переживаниями, с пониманием и терпением относиться к эмоциональным всплескам, свойственным этому возрасту. Только таким образом можно завоевать доверие, которое является основополагающим условием во взаимоотношениях детей и родителей, необходимым для безболезненного перехода из периода юношества во взрослую жизнь.