С освоением речевого действия наступает кризис одного года. Деформация биологических ритмов и несформированность речевых приводит к тому, что малыш не может регулировать свое поведение. В деятельности ребенка наблюдается регресс. Нарушаются биоритмические процессы сна и бодрствования, проявляются аномальные явления в эмоциональной сфере (проявление угрюмости, плаксивости, обидчивости).
Однако стоит отметить, что кризис одного года не отличается особой остротой.
Итак, преодолев большие трудности, вы подошли к завершению младенческого периода жизни ребенка. Трудности, связанные с родами и послеродовым периодом, налаживание грудного вскармливания, борьба с коликами, первые успехи, - главная ваша награда на этом сложном пути – улыбающийся и исследующий окружающий мир малыш.
К году ребенок овладевает навыками общения, повторяет первые слоги и осознанно называет родителей «мама» и «папа». Словарный запас малыша в этот период составляет около двадцати слов, однако он знает названия всех предметов, которые окружают его в повседневной жизни.
В этот период родителям рекомендуется учить ребенка, что можно и что нельзя делать, поскольку малыш четко понимает запреты. Этот этап психологического развития характерен тем, что ребенок становится маленьким манипулятором и знает, кто с ним может побаловаться или от кого ждать подарков.
Постепенно усложняются игры. Конструирование из кубиков, игры с пирамидой, куклой или машиной носят исследовательский характер. В отношении с незнакомыми людьми сохраняется настороженность, в то время как незнакомые дети вызывают у малыша большой интерес.
О достижениях
Многие малыши к концу первого года жизни начинают ходить. Задача родителей всячески содействовать деткам при освоении ими навыков ходьбы.
Ребенок этого возраста обладает навыками самостоятельного приседания, подражая взрослым, может причесываться, хлопать, махать ручкой на прощание, прислушивается к музыке, может подпевать, осваивает некоторые гигиенические навыки, умеет пить из чашки и пользоваться ложкой. Малыш понимает просьбы и обращения родителей и пытается выполнять их.
О возможных проблемах
Родителей должны обеспокоить следующие обстоятельства:
o Ребенок не ползает
o Не умеет самостоятельно стоять
o Не шагает с помощью опоры на предметы
o Не говорит ни одного слова
o Не прислушивается к просьбам родителей
o Не отличает громкие и тихие звуки
o Безразличен к игрушкам
Завершение первого года жизни – своеобразный рубеж, после которого заложенные родительским воспитанием навыки продолжают активное развитие и совершенствование. Не думайте, что малыш всему научится сам, непременно занимайтесь с ним, помогайте ему, развивайте его знания и умения, и ваши усилия безусловно принесут свои плоды на последующих этапах развития ребенка.